Персональный сайт Николая Арестенко                                                                                                  ВЫ МОЖЕТЕ БЫТЬ ЛИБО ПРАВЫ, ЛИБО СЧАСТЛИВЫ

Категории раздела

Мои статьи [10]
Политика [195]
Экономика [110]
Кризис [270]
Информационный мир [61]
Это интересно [83]

Полезные ссылки

Поиск

Seo анализ сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Политика

Иран: геостратегия и геополитика. Части III и IV

Окончание. Начало (части I и II) здесь.

Часть III. Короли, капуста и иранская ядерная программа

Если отвечать на вопрос, что является стратегической целью Ирана во внешней политике, то следует сказать, что Иран стремится к созданию максимально благоприятных международных условий для реализации программы социально-экономического развития страны. Но сказать так – это не сказать почти ничего, подобная обтекаемость и общие слова в ответе допустимы между дипломатами, но не исследователями. Поэтому предлагаю посмотреть на ситуацию несколько иначе.

Стратегическими задачами руководства Иран на сегодняшний день являются:
– преодоление экономической отсталости и «сырьевой направленности» экономики вообще и экспорта в частности;
– ликвидация феодальных черт в социальном и общественном укладе;
– индустриализация страны на базе современных промышленных технологий;
– создание классической формы государственно-монополистического капитализма как основного хозяйственного уклада.

Для этого Ирану необходимо:
1. Преодоление энергодефицита как основного препятствия к индустриальному развитию. То есть – освоение атомной энергии и строительство минимум 2-3 АЭС (кстати, когда готовился этот материал, пришло официальное сообщение, что АЭС в Бушере, благодаря договорённостям между российским и иранским руководством, будет запущена уже в феврале-марте нынешнего года).
2. Создание собственного нефтеперерабатывающего комплекса и современного нефтехимического производства.
3. Установление более справедливого для стран-экспортёров системы реализации нефти и газа, в частности, создание собственной нефтяной биржи для стран ОПЕК.
4. Доступ к современным промышленным технологиям.
5. Получение доступа к мировым рынкам в качестве страны-импортёра.

Собственно, вот эти две позиции – требование пересмотреть современный механизм доступа к нефти и газу в пользу владельцев недр и ликвидация монополии Израиля на владение атомной энергией в регионе – и являются главными «преступлениями» Ирана в глазах «прогрессивной мировой общественности». Именно это делает его частью «оси зла», «тоталитарным режимом», «угрозой миру во всем мире», таким, знаете ли, «Мордором XXI века» для определённой части мировых кругов. Стремление ликвидировать сложившуюся систему международной торговли нефтью и газом, покушение на монополию основного игрока в этой сфере противоречит интересам США. Стремление к овладению ядерной энергией противоречит интересам Израиля. Стремление сделать шиитский Иран экономически успешным противоречит интересам части правящей элиты суннитского мусульманского мира, в первую очередь, Саудовской Аравии.

Перечень стран, которым так или иначе сильный и развитый Иран не нужен, можно было бы и продолжить. Достаточно посмотреть, какие страны попадают в зону его экономического притяжения, если Иран достигнет положения одного из «центров силы» на Большом Ближнем Востоке и в Центральной Азии. Подобная «карта» с большой долей вероятности позволит определить, какие страны будут противодействовать развитию Ирана на тактическом, оперативном и стратегическом уровнях. И здесь встает вопрос: какие формы, «горячие» или «холодные», примет данное противостояние? Считаю, что в ближайшие два-три года ни США, ни Израиль не предпримут в отношении Ирана никаких шагов военного характера. Прежде всего потому, что уровень потерь в этом случае превысит все допустимые доктринами вооружённых сил этих государств нормы.

Стратегия США, Израиля и других государств будет строиться по трем основным направлениям. Максимальное воспрепятствование экономическому развитию Ирана через систему международных санкций (под предлогом борьбы с иранской ядерной программой). Необходимо отметить, что в изначальном проекте санкций, который больше года проталкивали в ООН США, упор делался именно на ослабление иранской экономики. Вашингтон обозначил целый ряд уязвимых целей. Во-первых, нефтепереработка: предлагалось полностью перекрыть Ирану доступ к зарубежным технологиям по переработке нефти и инвестициям в эту сферу. Сюда же можно добавить ограничение поставок бензина, что моментально поставило бы страну в сложнейшее положение, поскольку иранские НПЗ способны удовлетворить не более 60% внутреннего спроса на горючее. Предлагалось также ограничить иностранные инвестиции в добычу нефти и газа в Иране; ограничения на внешние связи должны были коснуться иранской банковской и страховой систем.

Однако американский подход в Совбезе не прошел, его не поддержали ни Китай, ни Россия, ни Германия с Францией, и резолюция ужесточила контроль лишь над внешнеэкономической деятельностью определённой группы иранских компаний. В «чёрный список» попали 40 организаций и их руководители: 15 из этих структур контролируются Корпусом стражей исламской революции, 3 – Иранской судоходной компанией, а остальные так или иначе связаны с ядерными и ракетными программами Тегерана. Предписано заморозить зарубежные банковские счета и вклады этих юридических и физических лиц. Последним запрещено также совершать зарубежные поездки. Кроме того, документ содержит призыв (не требование!) ко всем странам блокировать финансовые транзакции иранских банков, если есть веские подозрения в том, что они своей деятельностью способствуют развитию ядерной программы Ирана.

Вот, собственно, и весь экономический потенциал новых санкций ООН. Серьёзного воздействия на Тегеран они пока оказать не могут, особенно учитывая то обстоятельство, что ни Китай, ни арабские соседи не станут прислушиваться к «призывам» о сокращении финансовых операций с Ираном. Оценивая данный шаг, Ахмадинежад заявил: «Эта резолюция не стоит Ирану ни копейки». Но необходимо учитывать, что это лишь начало экономической войны против Ирана, интенсивность которой в дальнейшем будет только увеличиваться. И если в борьбе против иранской ядерной программы Израиль, не особо скрываясь, перешел к физическому террору против иранских физиков, и, возможно, использованию кибер-оружия, то не исключена тактика саботажа и диверсий на крупнейших иранских предприятиях и террористическая деятельность в отношении крупных внешнеторговых компаний – внешнеторговых партнёров Ирана.

Работа по разложению иранского общества ведется изнутри путем внедрения в общественное сознание «либеральных» и «общечеловеческих» ценностей, путем обострения политических, социальных и национальных противоречий в Иране и формирования устойчивой «антииранской» коалиции из государств Большого Ближнего Востока, Среднего Востока и Центральной Азии. По примерному составу эта коалиция может выглядеть следующим образом: на западном направлении – Саудовская Аравия-Ирак-Турция (при активном финансовом соучастии других стран Залива и при условии, что нынешний, вполне конструктивный по отношению к Ирану, курс турецких властей удастся поколебать), Афганистан-Пакистан на восточном направлении, при условии «благожелательного нейтралитета» Туркменистана, Казахстана и России.

Должен отметить, что иранское руководство отчётливо понимает тактику и стратегию своих основных противников и грамотно распределяет внешнеполитические усилия. На сегодняшний день основными направлениями внешней политики Ирана можно считать отношения с Евросоюзом, отношения с арабскими странами и укрепление своих позиций в Закавказье (Армения, Грузия, Азербайджан) и странах Центральной Азии. Как это выглядит на практике?

Часть IV. Eвросоюз, Закавказье, Центральная Азия как стратегические направления внешней политики Ирана

«Европейское направление»

В отношениях с Евросоюзом (напомню, что Иран является одним из крупнейших поставщиков энергоносителей в Италию, Францию и Германию) Иран стремится к получению необходимых ему технологий. На долю Германии, Франции и Италии приходится 77% всего экспорта Евросоюза в Иран, эти же страны являются основными европейскими экономическими партнерами Ирана.

Французский экспорт и импорт увеличились с 2004 года примерно в полтора раза. Италия в 2010 году увеличила свой товарооборот с Ираном почти на 60%. Германия, придавая большое значение укреплению своих позиций на иранском рынке, делает главный акцент на расширение капиталовложений немецких компаний в иранскую экономику. Берлин занимает первое место среди европейских инвесторов в иранскую экономику и участвует в реализации 19 различных проектов, в том числе строительстве ирригационных сооружений и создании инфраструктуры водоснабжения, строительстве электростанций, алюминиевого комбината «Аль-Мехди» в Бендер-Аббасе, завода пищевой промышленности и упаковки, строительстве опреснительной установки в Чахбахаре. Основными статьями экспорта Германии в Иран являются тяжелое оборудование и машины, продукция нефтехимической промышленности, генераторы и комплектующие детали для автомобилей. Иранский экспорт в Германию, кроме нефти, главным образом состоит из текстильной продукции, сухофруктов и сельскохозяйственной продукции.

Франция в 2005 году приступила к реализации долгосрочного соглашения с Ираном об экономическом сотрудничестве. Соглашением предусматриваются активизация деятельности малого и среднего бизнеса обеих стран, расширение инвестиционного сотрудничества на взаимной основе в таких областях, как авиаперевозки, жилищное строительство, прогрессивные технологии, туризм, рыбное хозяйство, медицина, фармацевтика, строительство электростанций и метро, нефтегазовая промышленность.

Между французской компанией «Пежо-Ситроен», иранской компанией «САПКО» и администрацией свободно-экономической зоны (СЭЗ) «Кешм» решен вопрос о строительстве завода по производству автозапчастей на территории СЭЗ «Кешм». Основная часть продукции этого завода будет поставляться на экспорт. Иранская компания «САПКО» входит в промышленную группу «Иран Ходроу» и является крупным производителем комплектующих и запасных частей для автомобилей марки «Пежо».

Франция и Иран сотрудничают в области создания инфраструктуры транспортных коридоров «Север-Юг» и «Восток-Запад». Тегеран закупил у Парижа 100 локомотивов на общую сумму более 245 млн евро, а французская компания «Тоталь» участвует в разработке месторождения «Южный Парс».

Италия также является одним из главных торгово-экономических партнёров Ирана в Европе. Основные товары, экспортируемые Ираном в Италию: нефть, продукция нефтехимической, горнорудной и металлургической промышленности, сталь, фрукты, сухофрукты, кожа, ковры. Главной продукцией, импортируемой Ираном из Италии в 2004 году, были машины, механизмы и промышленное оборудование. Однако двустороннее сотрудничество не ограничивается только импортом иранской нефти и экспортом итальянского оборудования для тяжелой иранской промышленности. Две страны заинтересованы в развитии взаимодействия в различных сферах, в том числе в области связи, транспорта, судостроения, автомобилестроения, сельского хозяйства, перерабатывающей промышленности и экспорта инженерно-технических услуг. Италия готова участвовать в проектах производства, переработки, маркетинга и экспорта иранских сельскохозяйственных товаров.

Организация развития промышленности и рудников Ирана и итальянская компания «Ираско» строят завод по производству графитовых электродов. Стоимость этого контракта составляет около 155 млн. евро. Италия участвует в освоении железорудного месторождения «Сангестан» в районе Нейшапура. Стоимость проекта составляет более 150 млн долл. США. Итальянские компании активно участвуют в нефтегазовых проектах, осуществляемых в Иране. Так, компании «ENI» и «AGIP» задействованы в реализации обустройства газового месторождения «Южный Парс». В рамках соглашения о промышленном сотрудничестве между Ираном и Италией итальянская компания «Fata Aluminum Production» участвовала в модернизации алюминиевого комплекса «Аль-Мехди». Также продолжилось сотрудничество между иранской автомобильной компанией «Замьяд» и итальянской компанией «Iveco».

В целом следует отметить, что европейские страны стремятся применить в отношениях с Ираном тактику, предусматривающую преодоление монополии США и их партнеров в части разработки нефтяных и газовых ресурсов, эксплуатация Ирана как рынка сбыта продукции ( в том числе и военной) и технологий. Установление добрососедских отношений с арабскими странами и снятие существующей напряжённости станет одной из основных задач нового и. о. министра иностранных дел Али Акбара Салехи.

Как показали последние события, процесс этот развивается весьма динамично: резко возросло количество встреч на высшем уровне и взаимных консультаций. Одним из факторов, способствующих этому, стали события в Судане и Тунисе. Пока рано говорить о достижении реальных положительных результатов: здесь количество визитов не показатель, порою – даже наоборот. Но активность на этом направлении очевидна. Не хотелось бы забегать вперед, но считаю, что при определённых условиях в середине нынешнего года на этом направлении произойдут события, которые несколько разочаруют США и Израиль.

Закавказье и Центральная Азия

Прежде всего, хотел бы подчеркнуть, что в проблеме российского Северного Кавказа Иран практически с самого начала занял конструктивную позицию, поддержав Москву в её борьбе против сепаратизма и ваххабитского терроризма в Чечне и вокруг неё. Что же касается отношений Ирана с тремя южно-кавказскими странами (Грузия, Армения, Азербайджан), то их следует характеризовать как неоднозначные.

Прежде всего, весьма специфический характер носят отношения Ирана и Азербайджана. По Гюлистанскому договору 1813 года, подписанному Российской Империей и Персией, азербайджанцы оказались разделены между двумя державами. Причем большинство этнических азербайджанцев проживает на территории Ирана. По оценкам специалистов, их число в этой стране достигает 17-18 миллионов человек (порядка 20-25% населения). Некоторые источники (например, CIA World Factbook) приводят цифры от 16 до 35 миллионов иранских азербайджанцев. В то время как в самом Азербайджане проживает их меньшая часть – около 8 миллионов.

Усиливающиеся сепаратистские тенденции в Иранском Азербайджане, поддержка Ираном позиций Армении в нагорно-карабахском конфликте, общая проамериканская направленность правящей азербайджанской политической элиты, особые отношения Азербайджана и Турции – всё это позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на ряд деклараций руководства Азербайджана и Ирана, эти отношения в среднесрочной перспективе будут холодно-сдержанными. Так же можно охарактеризовать и перспективу ирано-грузинских отношений.

Но необходимо отметить, что Иран поступает весьма эффективно, выводя политические разногласия с этими странами за рамки переговорных процессов и сосредотачиваясь на укреплении экономических связей. Наиболее тесные отношения в регионе складываются у Тегерана с христианским Ереваном. Здесь играют свою роль, помимо динамично развивающихся экономических связей, общая политическая позиция по ряду вопросов: ситуация вокруг Нагорного Карабаха и настороженное отношение к идеям пантюркизма.

Стратегической целью «закавказской политики» Ирана следует считать недопущение усиления позиций нерегиональных держав на Кавказе, прежде всего – США и Израиля. При этом направление внешней политики Ирана в Закавказье, особенности этой политики нельзя рассматривать изолированно, только в контексте двусторонних отношений. Внешняя политика в этом регионе определяется множеством факторов, порождённых особенностью двусторонних и многосторонних отношений в семиугольнике: Азербайджан – Иран – Россия – США – Турция – Армения – Грузия.

В Центральной Азии за последние несколько лет эксперты отмечают снижение политического влияния Ирана. Это справедливо, но только в том, что касается политической составляющей. Экономические позиции Ирана в этом регионе продолжают укрепляться. Несомненно, что к безусловным успехам можно отнести установление тесных отношений с Таджикистаном. И если в 2005 году товарооборот между двумя странами составил 67 млн. долл., то уже через год эта цифра выросла до 110 млн. долл., а по итогам 2010 году составил 201,7 млн. долл. (Россия – 959,8 млн., Китай – 685,1 млн., Турция – 438,6 млн., Казахстан – 312,8 млн.)

Таджикистан, в основном, экспортирует в Иран хлопок и первичный алюминий, а взамен приобретает продукты питания, строительные материалы, изделия химической промышленности и машиностроения. Кроме того, Иран является одним из основных инвесторов Таджикистана, активно вкладывает средства в таджикские проекты в области коммуникаций и энергетики. Только строительство Шурабской ГЭС в Таджикистане, о желании построить которую объявил Иран, потребует не менее 1 млрд. долл. инвестиций.

Причем, Иран демонстрирует здесь значительную гибкость подходов. Так, на встрече губернатора иранской провинции Хуросони Разави Мухаммадизода с министром энергетики и промышленности Таджикистана в 2010 году губернатор предложил таджикской стороне в обмен на создание совместных предприятий по сборке автомобилей «Саманд», цементного завода и ряда других предприятий оплатить доли таджикской стороны в этих предприятиях увеличением поставок таджикского алюминия в Иран. Кроме этого, в мае 2010 года министры обороны Ирана и Таджикистана подписали договор о военном сотрудничестве. Аналогичную деловую активность Иран демонстрирует в отношениях с Туркменистаном. Что же касается Казахстана и Узбекистана, то пока Иран не занял в иерархии их внешнеэкономического сотрудничества сколько-нибудь заметного места.

Однако при анализе и прогнозировании внешней политики Ирана в Центральной Азии следует учитывать два фактора. Во-первых, правящие элиты в Центральной Азии считают, что сближение с Ираном может вызвать активизацию исламских фундаменталистов в республиках, и, как следствие, дестабилизацию региона. Во-вторых, укрепление позиций США в Центральной Азии одновременно укрепляет позиции противников сближения с Ираном в правящих элитах центральноазиатских республик. Учитывая это, Иран будет стремиться на данном этапе к укреплению экономических и торговых отношений, что, собственно, ему пока и удаётся.

Игорь Панкратенко,
кандидат исторических наук, эксперт сообщества «РСИ»


Источник: http://win.ru/school/6405.phtml
Категория: Политика | Добавил: proxyz100 (31.01.2011)
Просмотров: 517 | Рейтинг: 1.0/1

  Горячие статьи

  • Сможет ли Майдан победить?
  • Мир, где невозможна победа
  • Почему гарантирован обвал рынка
  • Прогноз на будущее
  • Война за новый мировой порядок
  • Ювенальный террор
  • Краткое изложение теории кризиса
  • Добро пожаловать в ад
  • Теории заговоров, которые подтвердились
  • Бомба: ньютаунский стрелок умер за день до расстрела
  • Революция капитализма
  • Элита США прячется по норам
  • Большой Взрыв уничтожит 1/2 ВВП Евросоюза
  • Украина. На пороге шухера
  • Ветер непростых перемен
  • Могут ли хранилища западных центробанков быть пустыми?
  • Мир на пороге новых времен
  • Коррупция в Украине — это извращенная форма общественного договора
  • Кто предупреждён, тот вооружён
  • Феодальная Украина для чайников
  • Будущее, которого никогда не будет
  • Предчувствие Железной пяты
  • Верхи не могут
  • Провал в новое варварство
  • Выживание в условиях кризиса. Готовимся
  • Как правительство распоряжается нашими деньгами
  • Центр Спасения Цивилизации
  • Что такое настоящий кризис?
  • Разговор Плохиша и Кибальчиша
  • Статистика