Персональный сайт Николая Арестенко                                                                                                  ВЫ МОЖЕТЕ БЫТЬ ЛИБО ПРАВЫ, ЛИБО СЧАСТЛИВЫ

Категории раздела

Мои статьи [10]
Политика [195]
Экономика [110]
Кризис [270]
Информационный мир [61]
Это интересно [83]

Полезные ссылки

Поиск

Seo анализ сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Политика

Иран: геостратегия и геополитика. Части I и II

Часть I. Что поставлено на карту?

Иран – одна из самых обсуждаемых стран в мировом информационном пространстве, вокруг которой вертится куча мифов, домыслов, слухов, словом всего, что является неизбежным следствием информационной войны. Дезинформацией активно обмениваются с обеих сторон, но поскольку информационные ресурсы «мировой прогрессивной общественности» и Ирана несопоставимы, то естественно, что восприятие Ирана в общественном сознании, мягко говоря, несколько искажено.

Для кого-то Иран – олицетворение диктатуры и сосредоточие мирового зла, этакий современный вариант Мордора. Для кого-то – тема восторженных панегириков как «светлому утру будущего миропорядка». И те, и другие обильно снабжают свои работы об этой стране элементами мифов. Собственно, миф об Иране создаётся на наших глазах. И, как во всяком мифе, в одно полотно тесно сплетены правды и вымысел, опасности мнимые и реальные, откровенная дезинформация и пропаганда.

Истина, как ей собственно и положено, находится где-то рядом. Подчеркиваю – рядом, а не внутри пропагандистских штампов и мифов. Но для того чтобы понять истоки мифа об Иране, приблизится к реальному пониманию ситуации, уметь отделять информацию от пропаганды, необходимо понять, что есть Иран на карте мира, каково его геополитическое значение в регионе, каковы его устремления и перспективы. И главное – как эти устремления и перспективы соотносятся с интересами других государств.

Для начала, как принято говорить в штабах (а сообщество геополитиков – это, прежде всего, штаб, где вырабатываются решения), «определимся на карте». Думаю, лучше всего это сделать на интерактивной карте, которую мы и примем за основу.

Геополитическое значение Ирана

Очевидно, что ИРИ играет одну из доминирующих ролей в важнейшем регионе планеты – Западной Азии, куда входит Ближний и Средний Восток, Кавказ, зона Каспийского моря, Центральная Азия. Иран занимает важнейшее военно-стратегическое положение, являясь одновременно и средневосточной, и кавказской, и центрально-азиатской, и каспийской страной, страной, омываемой водами Персидского и Оманского заливов Индийского океана. Все болевые точки региона так или иначе сопряжены с Ираном. Все, казалось бы, сугубо внутренние проблемы отдельных частей региона, будь то этнические или религиозные, военные или экономические, проблемы беженцев и наркобизнеса, проблемы терроризма и сепаратизма, могут эффективно решаться только с участием Ирана.

Особо отмечу, что геополитическую значимость Ирана определяют три фактора, «три кита», которые и будут рассмотрены в первой части настоящего обзора. Иран, если пользоваться терминами классической науки о геополитике, является сердцем, heartland’ом Большого Ближнего востока. Расположенный между Кавказом и Индийским океаном, он является тем стратегическим плацдармом, обладание которым позволяет контролировать одновременно и Залив, и Каспий, и Афганистан, и Пакистан.

Достаточно посмотреть на карту, частично отражающую представления США о ТВД (потенциальном театре военных действий) Большого Ближнего Востока, чтобы понять стратегическое расположение Ирана.



А представление о том, чем является Иран с точки зрения стратегии США в данном регионе, дает вот такая схема:



Здесь достаточно отчетливо отражён тот факт, что Иран является местом разрыва в цепи опорных точек контроля США над Большим Ближним Востоком. Кроме того, Ормузский пролив, являющийся главной артерией в системе транспортировки арабской нефти, практически весь находится в территориальных водах Ирана.

Это критичный элемент в системе энергетической безопасности США. В случае блокирования этой водной артерии (что уже случалось) под угрозой срыва могут оказаться примерно 40% поставок всего экспорта нефти в мире. В настоящее время имеющиеся альтернативные маршруты транспортировки нефти из региона способны покрыть максимум 53% от всего объема танкерного транзита через пролив. Думаю, что дальнейшие комментарии будут излишни.

Религиозный фактор

Иран, помимо своего ключевого географического положения, является еще и центром шиитской общины всего мира. Практически всегда, когда говорят о шиитах, подчёркивают тот факт, что они составляют лишь около 15% мусульманской уммы (шиитского вероучения придерживается подавляющее большинство населения Ирана и Азербайджана, более половины населения Ирака, значительная часть населения Ливана, Йемена, Бахрейна. К исмаилитской ветви шиизма принадлежит большинство жителей Горно-Бадахшанской области Таджикистана). Чисто психологически возникает некое преуменьшение потенциала шиитов.

Считающие так – серьёзно заблуждаются, не учитывая несколько моментов. Прежде всего, сами суннитские богословы отмечают, что между мировоззрением шиитов и суннитов существует значительная разница. Веками шииты, составляя меньшинство в умме, подвергались гонениям. Результатом этого стал не только культ мучеников в шиизме, но и умение приспосабливаться, выживать и существовать в, мягко говоря, недоброжелательной среде.

Шииты выработали своё мировоззрение, в которое входит принцип «тукъя» или «такийя», который способствовал развитию навыков и механизмов проникновения в чужую среду, в том числе с целью внушить ей толерантное отношение к собственной идеологии. То есть, несмотря, а может и благодаря своей малочисленности, шииты необычайно политически активны, что в условиях вообще политизации ислама, да и вообще мира, выдвигает их в первые ряды политической элиты стран проживания.

Есть и ещё не менее значимый для понимания внешней и внутренней политики Ирана и отношения к нему шиитской уммы всего мира принцип. Это принцип «велаят-е факих», главенства духовного лидера – знатока религии «факиха», который по определению непогрешим, и воля которого является обязательной к исполнению. Эта концепция, как в целом, так и в отдельных пунктах, принимается не всеми шиитскими учёными (не говоря уже о суннитских), но именно она на сегодняшний день является установленной вследствие «исламской революции» в Иране моделью.

Здесь важно понимать вот что. Возглавлять «праведное» государство, согласно шиитскому учению, имеют право только непорочные люди, а в период их отсутствия – замещающие их справедливые факихи. Исламская революция в Иране стала одной из первых серьёзных заявок ислама на политическую власть в современном мире. Она привела к созданию уникальной политической системы, действующей в двух совершенно разных пространствах: демократическом и теократическом.

В теории имама Хомейни, реализованной в конституции ИРИ, «исламское правление» осуществляется в качестве республики, которая основывается на власти факиха, конституционно закреплённой в виде принципа «велаят-е факих», и исламских установок. С точки зрения государственного устройства Иран – уникальная страна, провозгласившая ислам государственной религией и, самое главное, закрепившая статус ислама конституционно. Исламская Республика Иран является не просто исламской страной, но именно исламским государством.

В представлении Хомейни, валийе факих – верховный толкователь божественных законов, одновременно осуществляющий наивысший контроль над светской государственной властью, армией и силами безопасности. Над ним же самим лишь власть Бога и «сокрытого» имама Махди.

Теперь становится понятным, что современный Иран для шиитской уммы всего мира является идеалом государственного устройства, причем, не абстрактным, а вполне себе очень даже реальным. И защиту этого государства, помощь ему шиитская умма считает своей обязанностью. Так же и действия духовного главы Ирана не подлежат обсуждению и критике: его выступления – это не формальная пятничная проповедь, а руководство к действию для шиитов в каждом уголке планеты.

Разумеется, что влияние шиитов не ограничивается только наличием их общин в разных странах. И в их активности важен даже не количественный рост последователей шиизма. За спиною шиитских общин стоит и более чем солидное финансово-экономическое состояние. Но в данном очерке нет смысла останавливаться на этом вопросе подробно, потому как вопрос этот хоть и необычайно интересен, но практически не изучен. И говоря об экономическом потенциале шиитской общины в мире, мы рискуем вступить на зыбкую почву версий и предположений.

Однако интересен такой факт: территория проживания шиитов, в первую очередь шиитов-арабов – это 70% мировых запасов нефти (речь, конечно, идет о восточной части Саудовской Аравии, южном Ираке и провинции Хузистан на юго-западе Ирана). Вот мы и подошли к «сладкому» – к третьему по списку, но не по значимости фактору, определяющему геополитическую и геоэкономическую значимость Ирана.

Энергетические ресурсы Ирана

Специалисты считают, что Иран располагает 10% мировых нефтяных запасов и 15% мировых запасов газа. По paзведанным запасам нефти Иран занимает третье-четвёртое место в мире. Суммарные её запасы на его территории составляют 370 млрд. бар. (50 млрд. т.). Подтвержденные извлекаемые запасы, по разным данным, колеблются от 96 до 100 млрд. бар. (13-13,4 млрд. т.). Из официально подтверждённых запасов иранской нефти 80% залегают на месторождениях в провинции Хузестан и на шельфовых месторождениях Персидского залива.

Общие запасы природного газа в Иране достигли 33,1 трлн. кубометров. Это второе место в мире после России. Извлекаемые запасы природного газа в Иране выросли с 12 трлн. 750 млрд. куб. м. на март 1978 г. до 29 трлн. 610 млрд. куб. м. на март 2008 года. По состоянию на 2010 год, Иран занимал пятое место по экспорту нефти.

В настоящее время Иран экспортирует порядка 2,5 млн. барр. нефти в сутки, из которых 1,6 млн. приходится на страны Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Основные сорта нефти, которые поставляет Тегеран, – это Iranian Light, Iranian Heavy, Lavan Blend, Foroozan Blend/Sirri. Основные покупатели иранской нефти – Япония, Китай, Южная Корея, что составляет около 50% иранского нефтяного экспорта. Кстати, Иран является третьим по объемам поставщиком энергоресурсов в Японию.

В 2010 году экспорт иранской нефти, кроме того, увеличился: в Германию на 89% (Иран входит в 10-ку крупнейших поставщиков энергоресурсов в Германию), во Францию – почти на 60% и более чем на 40% в Италию, которая является явным лидером по импорту иранской нефти в Европе.

Думаю, этого краткого описания отдельных особенностей географического расположения, религиозного и геоэкономического положения Исламской Республики Иран вполне достаточно для того, чтобы сделать вывод о значимости этого государства на геополитической карте мира, за будущее которого сегодня идет борьба.

Часть II. Экономические успехи и неудачи Тегерана

Политика вообще, а внешняя политика в частности, есть концентрированное выражение экономики. Без анализа переплетения внутриэкономических и геоэкономических интересов становятся непонятными те или иные политические ходы. А мир в целом начинает восприниматься упрощённо, через призму примитивных и идеологизированных теорий вроде «теории глобального заговора» и тому подобной околонаучности. Если совсем коротко – чем характеризуется экономика Ирана сегодня?

Значительная доля государственного сектора в экономике

Экономику Ирана обычно определяют как смесь централизованного планирования (сейчас страна занята выполнением пятой пятилетней программы развития), государственной собственности на крупные и наукоёмкие предприятия, отсталого сельского хозяйства и небольшой частной торговли. Вот только несколько цифр. Почти 70% промышленного производства находится в руках государства, в основном, это нефтехимия, металлургия, машиностроение. Что касается нефтяного сектора, то он контролируется государством на 80%. Частный сектор, как правило, представлен лёгкой промышленностью, небольшими мастерскими и сельхозпредприятиями. Средний класс в Иране хотя и растёт, но пока остаётся весьма немногочисленным.

Высокая концентрация собственности, ведущая к монопольным образованиям

Известно, что иранская экономика во многом контролируется политиками. По оценкам профессора экономики К. Мортан, 20 тысяч государственных компаний потребляют 65% национального бюджета и управляют 80% экспорта. Эти государственные компании работают в рамках экономической структуры боньяд, возглавляемой религиозными авторитетами – муллами. Параллельно существует другая экономическая структура – базих, связанная с корпусом стражей исламской революции (КСИР/IRGC/سپاه پاسداران انقلاب اسلامی‎) и президентом Махмудом Ахмадинеджадом. По оценкам экспертов, базих контролирует треть экономики Ирана, во всяком случае, у них – исключительная возможность контролировать некоторые порты. Естественно, что конфликты между этими структурами происходят достаточно часто, но на сегодняшний день руководству Ирана удаётся держать ситуацию под контролем.

Сильная зависимость от нефти

Считается, что доходы от продажи нефти составляют 55-60% поступлений в бюджет страны. В целом, на сектор энергетики приходится более 80% государственного дохода. Эти нежданные сверхдоходы Ирана от экспорта нефти, как это часто бывает, тормозят проведение назревших социально-экономических реформ (знаменитое «ресурсное проклятие»). В стране, вопреки всем ожиданиям, доля нефти в экономике продолжает расти, что, конечно, является проблемой. Тем более что при росте добычи «ахиллесовой пятой» Ирана является дефицит нефтеперерабатывающих мощностей. Сегодня Иран вынужден импортировать 40% нефтепродуктов. В настоящее время в Иране добывается около 4,2 млн. баррелей нефти в день, при ежедневном потреблении около 1,1 млн. баррелей. Мощности по нефтепереработке в стране составляют около 200 тыс. тонн нефти в день. Основными нефтеперерабатывающими заводами являются Абадан (65 тыс. т/с), Исфаган (34 тыс. т/с), Бандар Аббас (30 тыс. т/с) и Тегеран (29 тыс. т/с). Как видите, дисбаланс здесь достаточно серьёзный, если не сказать больше. Кстати, согласно иранской конституции, запрещается продажа иностранным компаниям акций национальных нефтедобывающих предприятий или предоставление им концессий на добычу нефти.

Энергодефицит

Ещё одной проблемой экономики Ирана является неоправданно высокая энергоёмкость производства и хронический энергодефицит. Импорт электричества на 500 млн. киловатт-часов превышает экспорт. Разработанная в этой связи национальная программа подразумевает введение в строй мощностей, позволяющих добывать дополнительно 53 тысячи мегаватт к 2011 году. Акцент эта программа делает на развитии гидро- и ядерной энергетики.

Надеюсь, что теперь понятно, почему Иран так заинтересован в ядерной программе, и насколько важен для него «мирный атом». И как ни важна атомная бомба для обеспечения безопасности Ирана и «фактора сдерживания», все же её значение вторично, по сравнению с задачей обеспечения развивающейся промышленности дешёвой энергией. А отсюда становится очевидным, что целью санкций является не сдерживание «ядерных амбиций», которые действительно существуют, а попытка затормозить развитие экономики, вернуть Иран к состоянию ресурсного придатка Запада.

Социально-ориентированная экономика

В стране долгое время существовала система крупномасштабных государственных субсидий на продовольствие, топливо, электричество и бензин. По некоторым данным, на субсидии приходилось почти 30% иранского бюджета. Интересные сведения приводит МВФ: суммарный доход средней иранской семьи составляет $3,6 тысячи, а субсидий она получает на $4 тысячи. Всё – благодаря нефтяным деньгам. Они позволили повысить уровень социальной защищённости, развить здравоохранение и поднять образование иранцев. К примеру, за счёт доходов от экспорта иранской нефти был создан фонд поддержки молодежи, деньги из которого шли, в том числе, и на организацию свадеб.

Но, как признаёт сам Ахмадинежад, нефтеденьги больше не в состоянии выдерживать щедрые субсидии. Здесь уместно отметить, что уже несколько десятилетий разные президенты Ирана пытались изменить эту систему, но всякий раз, опасаясь массовых протестов, отступали. И только в декабре 2010 года началось поэтапное сокращение субсидий на молоко, растительное масло, муку, энергоносители и замена их социальной помощью. Кстати. В ходе этой реформы субсидий предусмотрено, что на переходный период (срок которого пока не обозначен), чтобы компенсировать потери от неизбежного роста цен, почти 60 миллионов человек (а всё население страны составляет более 74 миллионов) будут получать примерно $40 в месяц. На этом мы пока остановимся, и в качестве итогов экономического развития Ирана посмотрим на некоторые статистические данные.

Сегодня экономика Ирана – пятнадцатая в мире по объёму национального производства (по данным ЦРУ США) и крупнейшая среди государств Западной Азии и ОПЕК. В 2007 году Иран обогнал Турцию по объёму ВВП, став, таким образом, крупнейшей экономикой в исламском мире. Объём ВВП в 2007 году составил $852,6 млрд., рост ВВП – 5,8%, что выводит Иран на 29 место в мире по величине номинального ВВП.

По данным ЦРУ США, золотовалютные запасы Ирана оцениваются в 81 млрд. 310 млн. долл. Иран по этому показателю занимает 2-е место на Ближнем и Среднем Востоке и 21-е место в мире. На Ближнем и Среднем Востоке по данному показателю Иран уступает только Саудовской Аравии. По золотовалютным запасам ИРИ опережает такие страны, как Дания, Турция, Великобритания, Индонезия, Канада, Норвегия, Швеция, Австралия, ОАЭ, Голландия и Испания.

Министр промышленности и рудников Али Акбар Мехрабиан заявил в октябре 2010 года, что Иран близок к тому, чтобы стать индустриальным государством. Доля промышленности в создаваемой в Иране добавленной стоимости превысила 22% и приближается к 23%, а индустриальным государство считается тогда, когда данный показатель достигает 25%. В 2009 году Иран занял 29-е место в мире по темпам роста промышленного производства, а еще 20 лет назад ему принадлежало лишь 110-е место.

Согласно последним статистическим данным Международного валютного фонда (МВФ), Иран занимает 3-е место среди стран Ближнего Востока и Центральной Азии по объему экспортно-импортных поставок. В докладе МВФ «Перспективы развития региональной экономики: Ближний Восток и Центральная Азия» отмечается, что в 2010 году объём иранского экспорта различных товаров и услуг достигнет 95 млрд. долл. В 2009 году этот показатель составлял 87,1 млрд. долл. По прогнозам, в 2011 году объем иранского экспорта товаров и услуг вырастет до 98 млрд. долл.

По данным Всемирного экономического форума, Иран занимает 25-е место среди 139 стран по объему внешней торговли. Первые три места по этому показателю занимают такие страны, как Китай, США и Германия. За ними следуют Индия, Южная Корея, Британия, Россия, Гонконг, Япония и Франция. Среди стран Ближнего и Среднего Востока Ирану принадлежит 2-е после Саудовской Аравии место. На одну ступень ниже Ирана находится Турция. Среди мусульманских стран Иран занимает 3-е место по объему внешней торговли. Его опережают Малайзия и Саудовская Аравия.

Однако, как я уже и говорил, не всё так радужно. Цены на импорт в 2010 году выросли на 15-30%. При всех успехах, санкционные меры тяжелым бременем ложатся на внешнюю торговлю, нефтегазовую промышленность и финансовый сектор. Недаром иранские власти опубликовали список 22 видов продуктов и товаров первой необходимости, на удорожание которых правительство вводит запрет. В список товаров первой необходимости включены рис, растительное масло, сахар, мясо, птица, яйца, хлеб, молочные продукты, макаронные изделия, бобовые и зерновые, чай, финики, картофель, лук, помидоры, томатная паста и пр. Достаточно высоким остается уровень безработицы – 13, 2%. Страна не вышла на плановые показатели по снижению инфляции (25,4% в 2009 и 13,2% по итогам 2010, при планировавшемся уровне в 11,5%).

По прежнему «слабым местом» является низкая доля рабочей силы в общей численности трудоспособного населения, которая, в свою очередь, объясняется низкой степенью занятости женского населения. Так, в Египте и Турции занято только 22% и 29% трудоспособного женского населения против 70% в США. В Иране этот показатель не превышает 50% против 70% в США или 77% в Южной Корее. Низким остаётся и качество трудовых ресурсов (39% от уровня США). Для примера, Южная Корея – 124%, Бразилия – 78%, Турция – 85%. Ну и, наконец, по разным оценкам, от 15% до 18% населения официально признаются проживающими за чертой бедности.

Объём прямых внешних инвестиций в экономику Ирана в период с 1995 по 2005 годы в среднем составлял 1 млрд. 251 млн. долл. В 2006 году этот показатель составил 1 млрд. 600 млн. долл., в 2007 году – 1 млрд. 670 млн. долл., в 2008 – 1 млрд. 615 млн. долл., а в 2009 году был установлен своего рода рекорд, когда объём прямых внешних инвестиций достиг 3 млрд. долл. Окончание 2010 года добавило оптимизма экономическим обозревателям после того, как стало известно о подписании соглашения между Ираном и КНР о совместной реализации девяти проектов, в рамках которых будет построено 5 тыс. километров железных дорог. По официальным оценкам, реализация этих проектов оценивается в 120 трлн. риалов (около $12 млрд.) и станет прорывом в развитии транспортной инфраструктуры Ирана.

Кроме того, сам Иран активно вкладывает свои капиталы в зарубежные проекты. Гендиректор Иранской компании внешних инвестиций Мехди Резави сообщил в июле 2010 года, что Иран инвестировал в зарубежные страны 1,5 трлн. туманов (1,5 млрд. долл.) и на данный момент 800 млрд. туманов (800 млн. долл.) из названной суммы уже вложены в конкретные проекты.

Встает вопрос: что означают эти цифры, характеризующие экономику Ирана? Как вообще на практике осуществить анализ и прогноз внешней политики страны на основе экономических показателей? Блестящий ученый и методолог международных отношений Олег Алексеевич Арин ввел в оборот ряд понятий, которые позволяют с максимально возможной вероятностью анализировать и прогнозировать тенденции внешней политики любой страны. Не останавливаясь на данном вопросе подробно (это тема отдельной статьи, которая сейчас находится в работе), скажу лишь, что основным признаком здесь становится величина внешнеполитического потенциала (ВПП), которая определяется как сумма затрат на оборону, международную деятельность и ряд других показателей в соотношении с бюджетом и ВВП страны.

Так вот, если исходить из данного показателя, экономика Ирана позволяет ему иметь такой внешнеполитический потенциал, который характеризует ИРИ как государство, стремящееся к статусу региональной державы. То есть, стремящееся к минимум двукратному превосходству по экономическим, военным и иным показателям над любым государством в регионе Большого Ближнего Востока. Как это реализуется на практике, я и попробую сейчас показать при рассмотрении некоторых внешнеполитических узлов вокруг Ирана.

Окончание (части III и IV)
здесь.

Источник: http://win.ru/school/6370.phtml
Категория: Политика | Добавил: proxyz100 (31.01.2011)
Просмотров: 1277 | Рейтинг: 0.0/0

  Горячие статьи

  • Сможет ли Майдан победить?
  • Мир, где невозможна победа
  • Почему гарантирован обвал рынка
  • Прогноз на будущее
  • Война за новый мировой порядок
  • Ювенальный террор
  • Краткое изложение теории кризиса
  • Добро пожаловать в ад
  • Теории заговоров, которые подтвердились
  • Бомба: ньютаунский стрелок умер за день до расстрела
  • Революция капитализма
  • Элита США прячется по норам
  • Большой Взрыв уничтожит 1/2 ВВП Евросоюза
  • Украина. На пороге шухера
  • Ветер непростых перемен
  • Могут ли хранилища западных центробанков быть пустыми?
  • Мир на пороге новых времен
  • Коррупция в Украине — это извращенная форма общественного договора
  • Кто предупреждён, тот вооружён
  • Феодальная Украина для чайников
  • Будущее, которого никогда не будет
  • Предчувствие Железной пяты
  • Верхи не могут
  • Провал в новое варварство
  • Выживание в условиях кризиса. Готовимся
  • Как правительство распоряжается нашими деньгами
  • Центр Спасения Цивилизации
  • Что такое настоящий кризис?
  • Разговор Плохиша и Кибальчиша
  • Статистика