Персональный сайт Николая Арестенко                                                                                                  ВЫ МОЖЕТЕ БЫТЬ ЛИБО ПРАВЫ, ЛИБО СЧАСТЛИВЫ

Категории раздела

Мои статьи [10]
Политика [195]
Экономика [110]
Кризис [270]
Информационный мир [61]
Это интересно [83]

Полезные ссылки

Поиск

Seo анализ сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Политика

Что сильнее: социальный запрос или политическая реклама?

15 ноября 2010 года

Сергей Гайдай

Всегда полезно знать не только то, почему ты проиграл на выборах, но и почему выиграл. Иногда очевидная победа на выборах в реальности оказывается провалом. А казалось бы  стопроцентный крах – весьма достойным результатом. Увидеть истинные результаты не так просто.  Надо уметь видеть неочевидное и хорошо считать. После президентских выборов успех Сергея Тигипко и провал Арсения Яценюка были очевидными. Но, если с причинами провала избирательной кампании «Фронта Змін» я соглашусь, то эффективность избирательной компании Тигипко для меня всегда была спорной. И результаты прошедших выборов в органы местной власти еще раз подтвердили мои выводы.
Для начала займемся арифметикой. За год до президентских выборов, весной 2009 года, когда Арсений Яценюк заявил о своем намерении баллотироваться на пост Президента Украины, социологи сообщали о том, что 13 % украинских избирателей готовы отдать ему свои голоса. В это время еще никакой политической рекламы «фронтовика Арсения» избиратели не видели. Просто появился вот такой кандидат. Молодой. Новый. Умный. Другой. Вроде бы не сросшийся намертво с прежними политическими силами. И сразу на старте появился очень немалый процент желающих за него голосовать. Заговорили о реальном конкуренте таких «тяжеловесов» украинской политики, как Тимошенко и Янукович.
О чем говорит эта цифра? Это величина социального запроса. Такое количество украинцев сразу и безоговорочно хотели видеть в украинской политике новые лица. И Арсений Петрович таким казался. Его избирательная кампания должна была подтвердить ожидания этих избирателей. А остальным – менее доверчивым, сообщить что-то такое убедительное, чтобы бы количество сторонников Яценюка увеличилось до победного результата. Не сообщила. И дело не в том, что дизайн наружной рекламы странен и непривычен. Эксперименты с авангардным стилем политической рекламы украинские избиратели простили бы молодому политику. Не простили отсутствие содержания. Содержания, которое подтверждало бы уже существующий запрос и гарантировало выполнение возникших ожиданий. Содержания не было. А потуги российских политтехнологов создать такое содержание – не соответствовали самому Яценюку. Никак не подтверждались его жестами, поступками и событиями с его участием. То, что Яценюк пытался сказать избирателям в политической рекламе - смешило и только отпугивало тех, у кого возникали надежды на перемены в украинской политике. В итоге всего лишь половина из тех, кто ранее хотел голосовать за Яценюка, остались его сторонниками. Его реклама не только не прибавила голосов, она отпугнула и тех, кто изначально был готов поддержать Арсения.
А что с Тигипко? Его-то успех очевиден? Той же весной 2009-го Сергей Тигипко имел 4% сторонников. А к концу президентской гонки – 13%. Значит, можно говорить про успешную кампанию? Много говорили о верной стратегии. О профессионализме - то ли французских, то ли российских политтехнологов. Как специалист я внимательно изучал, что именно было успешным на кампании Сергея Тигипко. Цвета кампании, которые практически не отличались от цветов кампании Януковича? Телефонная «горячая линия», такая же, как у Януковича? Как принято в нашей стране, не «горячая линия», а ее имитация, обманывающая избирателей. Это вовсе не прямая связь с кандидатом или его командой. Звонившим отвечали телефонистки. Вернее, не отвечали, а фиксировали звонки. Слоган о сильной Украине? Целевой аудиторией Тигипко принято считать средний класс, представителей малого и среднего бизнеса, городских интеллектуалов. Сильная Украина -  это не их запрос. Сильная Украина - это запрос избирателей с патерналистскими ожиданиями. Это сторонники Януковича, Симоненко, и, возможно Тимошенко, но точно не Тигипко или Яценюка. Быть может, свою роль сыграл рекламный видеоролик с кандидатом, который что-то рассказывает (а что именно, сейчас никто не вспомнит) и ходит «уверенной походкой андроида» на фоне индустриальных пейзажей? Вряд ли.
Единственное, что в этой кампании соответствовало запросу – книга «Украина: проект развития», написанная под руководством Искандера Хисамова, и подписанная Сергеем Тигипко. Вот она была именно с тем содержанием, которое соответствовало запросу избирателей Сергея Леонидовича. О рыночных реформах, о свободе предпринимательства, об инновациях в экономике, образовании, науке, о реформировании неэффективного бюрократического госаппарата. Но ставку в кампании на нее не сделали, и в политической рекламе Сергея Леонидовича она упомянута была вскользь. Избиратели ее не читали.  Чем же тогда объяснить, что столь неточная политическая реклама принесла Тигипко весьма существенный результат? Вспомним о социальном запросе. Тигипко появился на горизонте президентских выборов в тот момент, когда Яценюк уже перестал соответствовать этому запросу. Заявив о себе, он забрал то что, стал терять Яценюк. Это снова все те же 13%. Конечно, прямого перетекания голосов избирателей Яценюка в сторонники Тигипко не произошло. Ведь есть еще и территориальные предпочтения запада и востока страны. Но избиратели в украинских мегаполисах действительно часто выбирали между Яценюком и Тигипко.
Однако Тигипко пришлось потратить немалые средства, чтобы привлечь тех, кто и так был готов голосовать за новых, активных, других. И дело тут не в удачной политической рекламе. Кстати, я считаю, что она была слабой, не убеждающей основную массу тех, кто мог бы за него голосовать. Она выполнила только одну задачу – проинформировала, что есть еще и такой кандидат. Остальное сделал социальный запрос. Была бы у Сергея Тигипко действительно эффективная кампания, речь шла бы уже о его президентстве или участии во втором туре. Что примерно одно и то же.
Есть такой детский вопрос – от чего дует ветер? И детский ответ – от того, что деревья качаются. Политикам важно не иметь «детских» иллюзий и не полагать наивно, что именно их политическая реклама, как качание деревьями, создала ветер социального запроса. Это социальный запрос, вернее, случайное соответствие политика этому запросу явилось тем, что качает деревья его политической судьбы.
Провал «Сильной Украины» на выборах в органы местной власти подтверждает то, что теперь социальный запрос больше не дует в паруса Тигипко. Почему? Ведь политическая реклама Тигипко создавалась все той же командой. И была ничуть не менее красочной, чем прежняя, президентская. Я бы сказал - во многом и более яркой. Что же произошло? Больше нет соответствия прежнему социальному запросу. «Молодые» и «сильные» не идут на вторые роли в правительство «стариков». Реформаторы не создают налоговый кодекс, уничтожающий украинских предпринимателей. И вообще, если политик теперь при власти - он изменяет жизнь простых людей к лучшему. Особенно тех, кто за него голосовал. А в жизни избирателей Тигипко за полгода ровным счетом ничего хорошего, связанного с работой Сергея Леонидовича,  не произошло.  Систему поступков и реальное содержание деятельности политика реклама не исправит. Даже хорошо исполненная.
Поразительно, но теперь победу отмечает команда Яценюка. Ему что, удалось вернуть прежних избирателей? Цифры говорят: нет, не удалось. В этот раз его реклама была не столь смешной и не столь нелепой. Она была просто никакой. И голосов молодому политику и не добавила, и не убавила. Его результат мало чем отличается от прежнего. А если считать общее количество голосовавших, то их стало меньше. Низкая явка. Но в штабе Яценюка довольны. Если раньше Тигипко их обошел, то теперь по очкам Яценюк у Тигипко выиграл. Лучшее - враг хорошего. В этом случае: «плохо» – можно засчитать как «хорошо», если есть еще хуже.
Если бы наши «новые», как, впрочем и «старые» политики понимали, что такое социальные запросы. Что такое соответствие социальному запросу. Если бы они стратегически выстраивали систему личных поступков, инициировали бы события со своим участием и проектировали в соответствии с этим всю свою политическую судьбу. И не методом «случайного тыка» или, надеясь на чудо политической рекламы. Тогда и не было бы загадок и случайных колебаний в избирательных симпатиях их сторонников: почему вчера за тебя голосовали, а сегодня уже нет. И не было бы и иллюзий по поводу того, сколько в реальности стоит твоя победа. И победа ли это?


Источник: http://blogs.korrespondent.net/celebrities/blog/sergey41/a28557
Категория: Политика | Добавил: proxyz100 (08.12.2010)
Просмотров: 452 | Рейтинг: 0.0/0

  Горячие статьи

  • Сможет ли Майдан победить?
  • Мир, где невозможна победа
  • Почему гарантирован обвал рынка
  • Прогноз на будущее
  • Война за новый мировой порядок
  • Ювенальный террор
  • Краткое изложение теории кризиса
  • Добро пожаловать в ад
  • Теории заговоров, которые подтвердились
  • Бомба: ньютаунский стрелок умер за день до расстрела
  • Революция капитализма
  • Элита США прячется по норам
  • Большой Взрыв уничтожит 1/2 ВВП Евросоюза
  • Украина. На пороге шухера
  • Ветер непростых перемен
  • Могут ли хранилища западных центробанков быть пустыми?
  • Мир на пороге новых времен
  • Коррупция в Украине — это извращенная форма общественного договора
  • Кто предупреждён, тот вооружён
  • Феодальная Украина для чайников
  • Будущее, которого никогда не будет
  • Предчувствие Железной пяты
  • Верхи не могут
  • Провал в новое варварство
  • Выживание в условиях кризиса. Готовимся
  • Как правительство распоряжается нашими деньгами
  • Центр Спасения Цивилизации
  • Что такое настоящий кризис?
  • Разговор Плохиша и Кибальчиша
  • Статистика