Персональный сайт Николая Арестенко                                                                                                  ВЫ МОЖЕТЕ БЫТЬ ЛИБО ПРАВЫ, ЛИБО СЧАСТЛИВЫ

Категории раздела

Мои статьи [10]
Политика [195]
Экономика [110]
Кризис [270]
Информационный мир [61]
Это интересно [83]

Полезные ссылки

Поиск

Seo анализ сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Экономика

Что важнее: стабильный курс или инфляция?

О том, куда идет украинская экономика, а также о сотрудничестве с МВФ «k:» беседовали с экс-заместителем председателя правления НБУ Сергеем Яременко.

Сергей Александрович, сейчас снова заговорили о том, что гривня переоценена. Сможет ли очередной транш МВФ способствовать укреплению нацвалюты?

Однозначного ответа на этот вопрос в сегодняшней ситуации нет. Смотреть нужно в корень проблемы — насколько политика, в целесообразности которой МВФ удалось убедить НБУ и правительство, способствует развитию отечественной экономики и стабильности гривни. Суть этой политики базируется на догме, что низкая инфляция автоматически приводит к высоким темпам экономического роста. В рамках модели, культивируемой МВФ, методом инфляционного таргетирования или борьбы с инфляцией является денежный голод, то есть ограничение денег в обращении. Но для нас такой подход неприемлем, потому что у нас — инфляция издержек, требующая совсем других подходов.

Каковы причины инфляции в Украине?

Первой причиной являются внешние факторы. Федеральная резервная система США печатает доллары, повышая ликвидность банковской системы. Но эти деньги в реальный сектор не направляются. Они идут на фондовые или сырьевые рынки. Вот мы и видим при стагнации мировой экономики непомерный рост фондовых рынков. То есть надувается очередной пузырь. В этих условиях растут цены на нефть, газ, металлы, что приводит к дополнительным издержкам производства. И те страны, которые не производят, а покупают такое сырье, в том числе и Украина, находятся в очень невыгодном положении. Второй фактор нашей инфляции — кредитные ставки внутри страны. Бизнес сейчас с трудом может получить кредит на пополнение оборотных средств, производит продукцию и закладывает эти же 20–30% кредитной ставки снова в издержки. К тому же высокая процентная ставка по кредитам означает, что у нас население превращается в рантье — можно заработать 15% на депозите, не прилагая никаких усилий. Хотя в реальном секторе прибыльность составляет 2–5%. Соответственно все ресурсы переливаются из реального сектора на депозиты без дальнейшего инвестирования. Если наши предприятия не производят товары, последние замещаются импортом. Третий фактор — это курс, потому что возрастает доля импортных товаров на внутреннем рынке. При такой монетарной политике, когда у нас внутренний сектор пребывает в денежном голоде, «короткие» и дорогие деньги можно направлять только на импорт. Дефицит торгового баланса будет расти. А это значит, что курс национальной валюты будет постепенно проседать. Таргетирование инфляции предполагает, что с ростом цен нужно бороться денежным голодом. Внутреннее производство еще больше падает, импорт увеличивается, и у нас еще один виток инфляции. И снова будут звучать заявления: значит, в системе много денег, нужно еще больше зажимать.

Почему выбрана такая политика?

Иностранным кредиторам наращивание импорта, к которому приводит инфляционное таргетирование, всегда выгодно. Они дают кредиты на покупку товаров из своих же стран, а внутри государства, которому средства ссужают, остается задолженность. В течение долгих лет у нас велась дискуссия: что же является нашим ценовым якорем — курс или инфляция. У власти была позиция, что ценовым якорем является курс. Поскольку он понятен и для частных потребителей, и для предприятий как экономический и психологический индикатор стабильности. В такой открытой экономике, как наша, именно курс часто выступает источником импортируемой инфляции. Но эта позиция всегда ослабевала во время кризиса, когда власть была вынуждена признавать, что не смогла удержать курс. А кредиторы могли более уверенно насаждать свою точку зрения. В таких же условиях таргетирование было навязано и в 2008 году. Да и ни в Нацбанке, ни в правительстве нет людей, которые готовы возражать. Минфин печатает деньги под входящую извне валюту.

Что должен был бы сделать Нацбанк?

Наиболее важной проблемой сейчас является именно простаивание финансового сектора. Почему он не кредитует экономику? В развитых странах элита представляет интересы финансового сектора, и там работает прямая связка: Центробанк — другие банки; предоставляется целевое рефинансирование. В нашей же стране элита представляет интересы реального сектора. То есть опекать банки и финансовую систему во власти некому. Более того, банки, тем более иностранные, у нас воспринимаются как враги. И инструменты — рефинансирование под конкретные проекты для поддержки и экономики, и банковской системы под низкие ставки не проводится.

Как должен был бы выглядеть этот процесс?

Примером эффективности связанного кредитования является ситуация, которая сложилась в 2010 году в машиностроении. Российские банки предоставили кредиты предприятиям, работающим в рамках производственных цепочек, сложившихся еще во времена СССР. Украинские банки эти заводы не финансировали. Но действия российских банков очень ограниченны: они могут заводить сюда только валюту от материнских компаний. А кредитование в валюте не очень приветствуется Нацбанком: после кризиса он вводит различные ограничения, например, по резервам, а гривни при этом для кредитования не дает. Дальнейшее развитие каких-либо проектов в экономике буксует из-за нехватки денег в национальной валюте. Этих противоречий не замечают ни в правительстве, ни в Нацбанке. Если их не решить, никакого роста в рамках той традиционной экономики, какая у нас есть, не предвидится.

Могут ли иностранные инвестиции активизировать экономический рост?

В кризисные периоды в мире вообще пропадает необходимость инвестиционной деятельности на территории других стран. Но у нас есть миф, что если денег для оживления экономики взять неоткуда, их можно получить в качестве инвестиций. При этом забывают о том, что внутри страны есть ресурсы, инструменты, механизмы. И ставят страну в зависимость от решения инвестора — строить завод или нет. А ему нельзя сказать, какой именно завод строить, потому что это определяется международным разделением труда. И мы просто просим инвестиций, хоть каких-нибудь. Демонстрируя, таким образом, что мы не управляем процессом. Вот нам в международной системе навязали сельское хозяйство. Товары народного потребления — Китай, high-tech — Япония, Европа, США. Потому и не будет у нас новых заводов Nissan или Toyota. Мы не вписываемся в их кластер. Но в сельском хозяйстве очень низкая добавленная стоимость. Более того, после открытия рынка сельхозземель возможен «аргентинский вариант», когда все наделы будут выкуплены мировыми монополиями, а местное население останется без работы, потому что для высокотехнологичной обработки тысяч гектаров не нужны сотни людей.

Какой же в итоге выход из ситуации?

Мы должны поднимать экономику своими силами, давать ей возможности для роста. Снижать монетарные ставки. А у нас занимаются только решением сиюминутных задач: снизить инфляцию и показать промышленный рост.


Реформы закончились. Теперь будем их читать

Правительство устало от назойливых вопросов о наличии четкого плана проведения реформ и решило закрепить его в официальном документе, который назван «Национальный план действий на 2011 год по внедрению Программы экономических реформ на 2010–2014 годы: «Богатое общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство». Как объяснили в пресс-службе правительства, документ содержит алгоритм действий власти по 21 направлению, охватывающему все сферы экономики. В частности, оговариваются мероприятия по дальнейшей дерегуляции ведения бизнеса. Для чего Кабмин намерен разработать и подать в ВР около 30 нормативно-правовых актов. В текущем году команда Николая Азарова обещает завершить налоговую и бюджетную реформы. Помимо этого, Кабмин уделил особое внимание развитию аграрно-промышленного комплекса и уже в начале года планирует разработать национальные проекты «Зерно Украины» и «Эффективное животноводство». Стратегический план действий предусматривает продолжение земельной реформы, разработку и принятие законопроектов о рынке земель и Государственном земельном кадастре. Реформы также затронут энергетический сектор и жилищно-коммунальное хозяйство.

Первый опыт реализации широко разрекламированных нацпроектов уже показал, что все они стали хорошим прикрытием для получения государственных преференций или освоения бюджетных средств приближенными к власти компаниями. Что не имеет ничего общего с поставленной властью целью структурных преобразований в экономике. Проведению коммунальной реформы якобы должны содействовать нацпроекты «Доступное жилье», «Чистый город», «Новая жизнь», «Качественная вода» и «Город будущего». Каким образом назревшим изменениям в коммунальном секторе поможет застройка зданиями сомнительного качества, строительство мусоросжигательных заводов, перинатальных центров, создание сети коммерческих ларьков по торговле очищенной канализационной водой и абстрактный проект по региональному реформированию — непонятно. Среди других таких же квазиреформ — продолжение изменений в области образования. Модернизация будет заключаться во «введении в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных учебных заведений информационно-коммуникационных технологий». Однако на деле это будет опять-таки коммерческий «национальный проект» «Открытый мир» по покупке для школьников миллионов нетбуков, а также обеспечение их широкополосным Интернетом от близкой к Виктору Пинчуку компании FreshTel в обмен на льготы и госзаказ.

Продолжение серии социальных реформ, ключевой из которых является формирование законодательной базы для обновления системы пенсионного обеспечения, сегодня тоже под вопросом. Правительство утверждает, что документ будет принят после широкого обсуждения, и что заявления вице-премьера Сергея Тигипко об отзыве законопроекта из парламента предваряют лишь косметические правки в концепции реформы. Однако скептики уверены, что, несмотря на крайнюю необходимость решения проблемы дефицита Пенсионного фонда, от сегодняшних и без того слишком мягких подходов останутся лишь несмелые штрихи.

БЕСЕДОВАЛ ЮРИЙ ЩЕРБИНА



Источник: http://gazeta.comments.com.ua/?art=1296741589
Категория: Экономика | Добавил: proxyz100 (09.02.2011)
Просмотров: 333 | Рейтинг: 0.0/0

  Горячие статьи

  • Сможет ли Майдан победить?
  • Мир, где невозможна победа
  • Почему гарантирован обвал рынка
  • Прогноз на будущее
  • Война за новый мировой порядок
  • Ювенальный террор
  • Краткое изложение теории кризиса
  • Добро пожаловать в ад
  • Теории заговоров, которые подтвердились
  • Бомба: ньютаунский стрелок умер за день до расстрела
  • Революция капитализма
  • Элита США прячется по норам
  • Большой Взрыв уничтожит 1/2 ВВП Евросоюза
  • Украина. На пороге шухера
  • Ветер непростых перемен
  • Могут ли хранилища западных центробанков быть пустыми?
  • Мир на пороге новых времен
  • Коррупция в Украине — это извращенная форма общественного договора
  • Кто предупреждён, тот вооружён
  • Феодальная Украина для чайников
  • Будущее, которого никогда не будет
  • Предчувствие Железной пяты
  • Верхи не могут
  • Провал в новое варварство
  • Выживание в условиях кризиса. Готовимся
  • Как правительство распоряжается нашими деньгами
  • Центр Спасения Цивилизации
  • Что такое настоящий кризис?
  • Разговор Плохиша и Кибальчиша
  • Статистика