Персональный сайт Николая Арестенко                                                                                                  ВЫ МОЖЕТЕ БЫТЬ ЛИБО ПРАВЫ, ЛИБО СЧАСТЛИВЫ

Категории раздела

Бизнес [2]
Психология [2]
Философия [4]
Политология [17]
Полезное [2]

Полезные ссылки

Поиск

Seo анализ сайта

Каталог файлов

Главная » Файлы » Философия

М.Веллер. Все о жизни

[ Скачать с сервера (3.35Mb) ] 15.03.2010, 02:05
Мой любимый герой  -- Санди Пруэль. На руке  у меня  татуировка: "Я ВСЕ
ЗНАЮ". Самое смешное, что это правда.
 
     От этой  правды  иногда  берет жуть. Как звук рассеивается в  эхо, жуть
рассеивается в одиночество.
     Все   произошло  мартовской  ночью:  весенней  грозой.   Мне  близилось
тридцатитрехлетие: тот самый возраст. Я был нищ, одинок и безвестен. Я жил в
чужой стране. Мне было плохо. Зачем-зачем-зачем? Я мог иметь карьеру, семью,
деньги,  положение.  Я  был  талантливее,  достойнее  тех,  кто процветал  в
литературе. Как же был устроен мир -- несправедливо -- что мне было плохо?
     Я выбирал  свой путь сам. И пришел к результату,  который предвидел как
один  из  возможных, который был  мне нежеланен. Почему  я не хотел  сменить
путь?
     Каким  образом сложилось это положение?  Почему  я поступал именно так?
Как же устроен я, и как же устроен мир, и какой же в этом всем смысл?..
     Где та  система отсчета,  где  чаяния и  страдания  человека  увязаны с
поступательным  движением  истории,  в  чем  конечная  цель  и  смысл  этого
движения? Как  же создан человек, и как же создан этот мир? Голубые  зарницы
полыхали, рушились раскаты грома небесного: шел четвертый час утра. В стекла
хлестала вода.
     Ну и, как-то, я понял. Если думаешь  долго и  добросовестно, то в конце
концов всегда поймешь. Просто мало  кто хорошо  думает. Год за годом долгими
ночами я лежал и  придумывал Мою Книжку. Это приятное занятие. Куда мне было
торопиться.  Деваться  все  равно  некуда.  И  когда  я ее  придумал, я стал
придумывать к  ней эпиграфы.  Эпиграфов было много. Оказывается, все великие
люди  в общем думали об одном и том же. Выкидывать их было жалко -- уж очень
они подходили. В конце концов я оставил штук семь: пусть себе стоят:
 
     "Нет в жизни счастья"
     Татуировка
 
     "Почему люди скучные бывают вполне счастливы, а
     люди умные и интересные умудряются в конце концов
     отравить жизнь и себе, и всем близким, думал он"
     Эрнест Хемингуэй
 
     "Сильные души требуют пищи"
     Стендаль
 
     "Если допустить, что жизнь может управляться
     разумом -- то уничтожится сама возможность жизни"
     Лев Толстой
 
     "Либидос и Танатос"
     Зигмунд Фрейд
 
     "Е = mcэ"
     Альберт Эйнштейн
 
     "Ибо время близко..."
     Апокалипсис
 
     "А я Мишка -- вашему терему крышка!"
     Русская народная сказка
 
 
ГЛАВА ПЕРВАЯ
 
     Главный ход
 
     1. Познай себя
 
     Познать  себя  рекомендовал (Надпись на храме Аполлона  в  Дельфах) еще
Сократ  -- со  своим обычным лукавым  ехидством, -- как исходно необходимое,
самое вроде  бы простое и одновременно неисчерпаемо сложное, чтобы уже после
познавать  все  остальное,  внешнее. Есть мир в человеке; и есть  человек  в
мире, объемлющем все, включающем в себя и человека.
     Античная философия познавала мир, пользуясь обычными словами и не теряя
здравого смысла. Позднейшая философия, углубляясь в познание, дробила мир на
отдельные   явления   и   дробилась   сама,    изобретала   профессиональную
терминологию,  распадалась на частные  и  дополнительные  дисциплины  -- и в
конце  концов  превратилась  в  огромный  свод  маловразумительных  течений,
понятных лишь профессиональным "философам".
     Эти  "философы"  различным образом объясняли людям  то,  что люди и так
всегда знали.  Многознание  мудрости не  научает. Овладение профессиональным
жаргоном "философов" еще никого не сделало Экклезиастом.
     Мы  познаем  мир через  себя и  посредством себя. Через свои  чувства и
мышление, посредством своей центральной нервной  системы. Мы имеем дело не с
миром,   а   со  своими  представлениями  о  нем.  Любая  честная  философия
идеалистична,  справедливо  сказал  Шопенгауэр.  Сейчас умру  --  и  разрушу
Вселенную, сказал Воннегут. Доказывать можно даже неоспоримые истины, сказал
Уайльд.
     Но когда вам на  голову  падает  кирпич,  то дело  вы  имеете как раз с
внешним миром, не имея о том никакого представления, поскольку сознание было
моментально отшиблено  этим  кирпичом, что  отнюдь не помешало  ему исправно
огреть  вас  по  черепу.  Достославное  противоречие между  материализмом  и
идеализмом насчет первичности материи или сознания есть парадокс, и парадокс
надуманный.  Война  между  остроконечниками  и тупоконечниками.  Идеалист  и
материалист оба изучают предмет по его отражению в зеркале.
     Философия --  это наука об  отражении предметов, говорит первый. Нет, о
предметах  в отражении, возражает второй. Если вы  не можете различить,  чай
это или  кофе, то  какая вам  разница,  интересуется официант? Оба взыску ют
истины, познавая через себя мир вне себя. Оба имеют дело с системой: я -- --
мир. Диалектическое единство.  А  если  исчезнут  все  люди  --  прочий  мир
останется? Да. (Хотя что будет тогда на самом  деле -- будет сказано ниже...
это момент ключевой,  принципиальный!) Значит, материя  существует и  без ее
отражения  сознанием? Да. А  откуда мы это знаем? Из опыта, т.е. потому, что
мы ее уже в себе отразили. А если бы не отразили, тогда что?
     А тогда  не  было  бы  этого  разговора, который иначе  превращается  в
схоластику. А что такое  схоластика? Это  система логических  умопостроений,
где  отсутствует  единая,  общая для всех  рассматриваемых  вопросов система
отсчета. А философия именно не существует без включения в себя человеческого
сознания. В  чем суть апории  об Ахиллесе  и  черепахе?  В  том, что система
отсчета   времени   произвольно   закукливается:   вместо    единой    шкалы
предполагается, что каждый отрезок времени равен 1/10 предыдущего. Логически
безупречно, но исходное нарушение единой системы отсчета и превращает задачу
в схоластическую. Вот и с "ключевым вопросом философии" точно то же самое.
     Это естественные  науки,  точные, -- физика,  химия, математика -- дают
результаты, не зависящие  от личности и сознания  человека как такового,  но
философия базируется  и  на истории,  психологии,  социологии, т.е. науках о
человеке; попробуйте  убрать из философии все, что  касается  человека  -- и
никакой философии не останется.  Как же можно говорить  о выводах философии,
условно вычленяя  из  картины мира  --  человека?  Логически это  может быть
изящно. С точки зрения  внутринаучных  дискуссий --  плодотворно: интересно!
поле для  споров! За века  об  этом написаны библиотеки.  Считается, что они
обогатили  сокровищницу человеческой мысли. Великие умы составили Пантеон, в
котором не протолкнешься.
     А человек-то по-прежнему страдает,  делает  глупости, разрывается между
чувством и долгом, пытается уразуметь свое поведение в этом мире  и часто не
понимает, отчего ж  он ничуть  не счастливее древних греков,  скажем, если с
тех пор за тысячи  лет столько  великих  умов построили  столько философских
теорий. Не говоря уж о материальном благоденствии и прогрессе.
     А человек этот, душа моя, -- Ты. Ты и есть. И никто другой. И ничего ты
в  жизни не поймешь,  пока в себе  не разберешься. Потому что  ты  --  ровно
половина, одна сторона, диалектического единства: ты -- == мир.
     Если  ты плохо знаешь, плохо понимаешь себя  -- ты ничего не  поймешь в
этом мире. Потому  что  мир -- это и есть ты. Все, что только есть сущего --
как-то  отражается в тебе. По  этому  отражению ты о мире  и судишь.  Каждый
судит по себе, ага; нет ничего  вернее банальных истин  --  они подтверждены
временем, сказал Вамбери. А этот хромоногий кое-что понимал.
     Для  того,  чтобы  познать  себя, требуются, пожалуй, только две  вещи:
честность  и  время.  Честность --  чтобы спокойно докапываться  в  себе  до
правды, и время  для того же.  Потому что если ты не сумеешь видеть правду в
себе --  зеркале,  отражающем  весь мир  -- то  как  ты можешь  рассчитывать
увидеть  ее вне себя? В известном смысле  честность и ум -- синонимы. И то и
другое  есть  способность  видеть истину.  Здесь  честность  есть умственная
добросовестность. Человек копается в себе, своих сомнениях, в  добрых и злых
чувствах и мыслях, уясняя мотивы своих действий, отдавая себе в них отчет --
даже и особенно если это ему неприятно: не нравится он себе такой.
     Людям  ведь  свойственно  приукрашивать  себя,  сообразуясь  с моралью.
Подобно многим смертным, менее всего  капитан Левассер интересовался правдой
о себе.  Давайте честно мыслить -- это и  есть высшая нравственность, сказал
де Карт.
     Истина и мораль есть вещи разные, как номинатив  и императив. Поступать
часто надо по морали, но  думать верно  возможно только по истине. Мораль --
готовый и вылежавшийся плод чужих размышлений.
     Нет  ни  одной  черты  в  человеке,  которую он  не  может  подвергнуть
сомнению.  Чтобы увидеть мир -- надо сначала до ясности протереть зеркало, в
котором  этот  мир  отражается. Тут нужна хорошая  память.  Нужно сколько-то
знать  биологию, анатомию, физиологию,  психологию.  Нужно представлять, как
действует твой организм. Нужно прочесть биографию своей души;
     И вот только тогда можно развести руками  и возопить: "О Господи,  куда
же это меня занесло? Где же я оказался?!"
 
     2. Познать мир
 
     Проще,  проще;  еще  проще.   Легче.   Если   человек  задается  вполне
естественным  и извечным вопросом: зачем  он  пришел  в этот мир? какова его
роль и  его  место  в  этом мире? --  он  должен как  минимум  иметь цельное
представление о том, что есть этот мир и как он устроен.
     Факты могут быть  известны каждому. Понять, постичь законы, конкретными
проявлениями  которых явились  факты  --  вот  задача.  Добраться  до  самой
первопричины  явлений,  увидеть цельную  картину причинноследственных связей
мира -- вот  задача.  А если постоянно  не  иметь в сознании цельную картину
мира  --  любое  суждение,  любая  научная  теория   могут  превратиться   в
доказательство той самой апории, в  которой черепаха всегда  будет опережать
Ахиллеса.
     Например. Готовясь к  II  Мировой войне,  Сталин уничтожил  почти  весь
командный состав  своей  армии. Ни один враг не сумел бы нанести ей большего
урона. Где тут цель, логика, смысл, польза?!
     Проще всего повторить вслед  за древними греками,  что кого боги  хотят
покарать, того они лишают разума. Но если бы люди  в своих  действиях всегда
руководствовались разумом, то иной была  бы вся история, и иным  был бы  сам
человек. О роли разума речь  также  пойдет ниже. Суть же сталинской  акции в
том, что:
     1. Государству постоянно требовались рабы -- заключенные, по разнарядке
набираемые из всех слоев.
     2.  Деятельность  репрессивных органов  оценивалась по тому,  как много
"врагов"  они  арестуют  --  такие  органы  тоталитарному  государству  были
необходимы, а их функционеры выслуживались.
     3. Требовалось искоренить любые возможности  нелояльности, инакомыслия,
превратить  армию  в  идеально,  беспрекословно  послушный  Вождю  институт:
сцементировать единоначалие, необходимое для силы армии,  было проще всего и
вернее через страх.
    Полностью текст книги можно скачать с сервера
Категория: Философия | Добавил: proxyz100
Просмотров: 998 | Загрузок: 1464 | Рейтинг: 0.0/0

  Горячие статьи

  • Сможет ли Майдан победить?
  • Мир, где невозможна победа
  • Почему гарантирован обвал рынка
  • Прогноз на будущее
  • Война за новый мировой порядок
  • Ювенальный террор
  • Краткое изложение теории кризиса
  • Добро пожаловать в ад
  • Теории заговоров, которые подтвердились
  • Бомба: ньютаунский стрелок умер за день до расстрела
  • Революция капитализма
  • Элита США прячется по норам
  • Большой Взрыв уничтожит 1/2 ВВП Евросоюза
  • Украина. На пороге шухера
  • Ветер непростых перемен
  • Могут ли хранилища западных центробанков быть пустыми?
  • Мир на пороге новых времен
  • Коррупция в Украине — это извращенная форма общественного договора
  • Кто предупреждён, тот вооружён
  • Феодальная Украина для чайников
  • Будущее, которого никогда не будет
  • Предчувствие Железной пяты
  • Верхи не могут
  • Провал в новое варварство
  • Выживание в условиях кризиса. Готовимся
  • Как правительство распоряжается нашими деньгами
  • Центр Спасения Цивилизации
  • Что такое настоящий кризис?
  • Разговор Плохиша и Кибальчиша
  • Статистика